Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГАОУ ВО «СВФУ имени М.К. Аммосова»
Финансово-экономический институт
Кафедра социологии и управления персоналом
НКР "СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АКТИВИЗМА В ЗОНЕ ТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
(на примере Республики Саха (Якутия)"
Научный руководитель: доктор социологических наук, доцент Винокурова Ульяна Алексеевна
Аспирант: группы А-СН-19 Алексеева Анастасия Даниловна
Степень научной разработанности проблемы:
Экологический активизм как социальный феномен стал предметом социологии, переняв от смежных наук о природе их понятийный аппарат и придав им социальный контекст. Экосистема - сообщество взаимозависимых организмов, действующих в соединение с окружающей средой. Экосистемам присущи такие свойства как саморазвитие, взаимодействие, разнообразие, гибкость, адаптивность, открытость.

Планета Земля является экосистемой и единственным местом обитания человека. В процессе самовосстановления в условиях глобального изменения климата она подвергает всех живых существ разнообразным катаклизмам: наводнениям, землятрясениям, цунами, пожарам, длительным засухам, извержениям вулканов, внезапным сильным морозам, снегам, дождям, ветрам, ландшафтным изменениям - всё эти риски и угрозы во мгновения уносят миллионы жизней живых существ.

Изучение научной литературы по экологическому активизму выявляет особенности подходов, исходящих из доминирующих исследовательских парадигм.

Важным методологическим основанием является поворот от философии антропоцена – проводника доминирующей ценности человека как "царя природы" – к экософии, возвышающей самоценность природы и определяющей человека частью природных явлений. Такие экофобные понятия, внедренные техногенной цивилизацией как "окружающая среда", "антропоцентризм", "человек – мера всех вещей", "господство над природой" и используемые современными экосоциологами, препятствуют раскрытию сути экологического активизма. Вышеназванные термины, порожденные техногенной цивилизацией, антроцентричны, предусматривают заведомо экофобную разъединенность человека с Землей, отрицают живую саморазвивающуюся сущность планеты, ставят ее во вторичную позицию по отношению к человеку как к её «хозяину, царю природы», как сферу потребляемых им природных ресурсов.

Ценностным основанием экологического активизма является стремление к пониманию правосубъектности прежде всего самой планеты Земля, на основе которого человечество стремится установить устойчивый баланс взаимоотношения человека и природной среды. Подобный аксиологический, глобальный этический подход нуждается в разработке и введении таких экофильных понятий, как "права Земли", "партнёрство с Землей", "осознанная нравственная ответственность за Жизнь Земли", "сотворчество с Землей", "равенство и справедливость для Земли, для Живой природы", "Живое знание", "планетарный подход", "творчество Жизни человеком". Экофильность сознания современного человека представляетсягарантией устойчивой коэволюции человека с жизнью планеты. Методологические основания такой экофильной парадигмы разработаны глубинной экологией А.Наес, аксиологическим подходом (В.Н.Борейко), экософией (К.И.Шилин, У.А.Винокурова).
Объект исследования
Экологический активизм.
Предмет исследования
Экологический активизм в зоне техногенного загрязнения природной среды.
Цель диссертационной работы
Изучение социальных механизмов и структуры экологического активизма населения, проживающего в зоне техногенного загрязнения природной среды.
Основные задачи:
1
Введение в экосоциологию экофильной парадигмы;
2
Выявление отношения населения к техногенному загрязнению природной среды;
3
Мониторинг за динамикой отношения населения к состоянию природной среды в зоне техногенного загрязнения;
4
Определение социальных механизмов, типов, форм и структуры экологического активизма;
5
Разработка проекта визуализации отношения населения к последствиям экологических бедствий.
Теоретико-методологическая основа
определяется целями и задачами исследования, фокус которого сосредоточен на идее социоприродной реальности, разработанной в трудах Дж. Урри, Э. Гидденса, У. Бека, З. Баумана, О.Н. Яницкого. Использованы концепции, созданные врамках социологии риска, теорий социальной уязвимости, экологической социологии, экософии. Применены Indigenous Methodology и методологии анализа социальной коммуникации Н. Лумана, а также социального конструирования киберактивизма, методологии исследования нарративов, теории самоорганизующихся систем.
Методы исследования
глубинное интервью, биографический метод визуализации, вторичный анализ социологических исследований, анализ статистических данных, правовых, нормативных документов, онлайн-опрос на основе использования интернет-технологий, мониторинг и анализ комментариев в Instagram аккаунтах и сайтах.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическую базу исследования составили:

1. Вторичный анализ социологического исследования 1989 и 1990 годов о влиянии алмазодобывающей промышленности на источники существования жителей вилюйских районов. Был опрошен 951 житель из 5 вилюйских районов;

2. Социологическое исследование в интернете с охватом одного большого сайта Якутии и аккаунты в Instagram. Общее количество пользователей социальных сетей составляет – 613 427 человек. Изучено 859 материалов, посвященных экологическому бедствию на реке Вилюй;

3. Глубинное интервью 50 бывших жителей- вынужденных переселенцев затопленного села Туой-Хайа, ныне проживающих в г.Мирный, селах Сюльдюкар, Таас-Юрях, Светлом, Арылахе и в Сунтарском улусе;

4. Изучение архивных материалов о затоплении села Туой Хайа;

5. Видеосъемки, хронометраж материалов составляет 4 200 минут;

6. Социологическое исследование с применением онлайн-опроса на основе использования интернет-технологий. Составили анкету из 23 вопросов в Google Forms для сбора информации с помощью опросов 501 жителя Вилюйской группы улусов.
Научная новизна исследования
В экосоциологии впервые применяется теории экософии и Indigenous Methodology, что выявило глубинные социальные и аксиологические механизмов экологического активизма коренных народов в зоне техногенного загрязнения природной среды. Введены в научный оборот экологических социологических исследований понятия «осознанная нравственная ответственность за Жизнь Земли", "сотворчество с Землей", "равенство и справедливость для Земли, для Живой природы", разработанные на основе традиционного ценностного отношения коренных народов к природе и планете Земля и научных исследований по глубинной экологии и экософии.
Положения, выносимые на защиту:
Экологическое сознание
может быть антропоцентричным и экоцентрическим. Антропоцентрический тип видит целью в отношении к природе удовлетворение тех или иных прагматических потребностей человека. Экоцентрический – оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Именно экоцентричные ценности формируют социальные механизмы низового экоактивизма локальных сообществ.
01
Разработаны семь принципов формирования социальных механизмов
низового экоактивизма, исходящих из экософского и индигенного отношения к природоохранной деятельности: принцип экологического императива, осознания человеком своего места на планете Земле; признание правосубъектности Матери-Земли; ответственности каждого за сохранность и благополучие планеты, установление климатического правосудия; принцип всеобщей солидарности; индегенизация культуры уважения и поклонения по отношению к Земле; разнообразие экологической культуры на больших пространствах разнообразных экосистем; развития экологической культуры и просвещения на протяжении всей жизни человека.
02
Теоретическая значимость
исследования состоит в расширении теоретико-методологических основ экологической социологии экофильной парадигмой, введением в научный оборот интеллектуального этического наследия коренных народов по отношению к природе исконной среды обитания. Экофильная парадигма исследования экологического активизма раскрывает аксиологические предпосылки формирования низового экологического активизма, локальных сообществ коренного населения.

Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах «Социология», «Экология», «Визуальная антропология», в курсах повышения квалификации специалистов в сфере экологического просвещения населения. Разработанные рекомендации доведены до министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).
Достоверность результатов исследования
достигается использованием релевантного теоретико-концептуального аппарата, положенного в основу эмпирических исследований с опорой на данные республиканской природоохранной деятельности. Применение «indigenousmethodology» выступает дополнением авторских качественных исследований и обеспечивает социокультурную интерпретацию полученных результатов.
Соответствие диссертации требованиям паспорта научной специальности ВАК
Диссертационное исследование выполнено по специальности 22.00.04 – 6. Становление гражданского общества в России, его элементы и структура.
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях:

- "ARCO-KNOW - Arcric research: co-production of knowledge" в Арктическом центре НИИЛапландского университета. Тема доклада: "Экологический активизм в Якутии" (20-25 мая 2019).
- Аргуновские чтения - 2020: научно-практическая конференция-workshop, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (27 апреля 2020). Тема доклада: Экологический активизм коренных народов в социальных сетях в РСЯ. Работа была опубликована в электронной книге Аргуновские чтения - 2020. Т. 2: Социология, педагогика, право (РИНЦ).
- Документальный фильм «Туой Хайа: Стертая с карты, но не из памяти» на тему экологического активизма выиграл грант от фонда «Синет Сахавуд» (14 октября 2020).
- Работа «Экологический активизм в Якутии» оценена дипломом 1 степени в Международном конкурсе научно-исследовательских работ "The scientific paradigm - 2020" фонда поддержки социальных инициатив и духовных ценностей «СОЦРОС» (10 ноября 2020).
- VII международная конференция–workshop «Аргуновские чтения-2021», приуроченный к Всемирному дню Матери-Земли (22 апреля 2021). Тема доклада: Саамская практика защиты Земли Матери.
- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2021» (19 апреля 2021). Тема доклада: Экологический активизм в социальных сетях. Работа оценена грамотой.
- Работа прошла первый этап международного проекта «To Be Named», организованный Факультетом «Артес Либералес» Варшавского Университета, Университетом Адама Мицкевича в Познани и Смитсоновским институтом при партнерстве с другими исследовательскими центрам (1 мая 2021).
- Участие в разработке Стратегии экологического просвещения и образования в Республике Саха (Якутия).
- Участие в International Congress of Arctic Social Sciences (ICASS X) (15-20 Июня, 2021).

Собственные публикации:

1. Аргуновские чтения - 2020: научно-практическая конференция-workshop, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (27 апреля 2020). Тема доклада: Экологический активизм коренных народов в социальных сетях в РСЯ. Работа была опубликована в электронной книге Аргуновские чтения - 2020. Т. 2: Социология, педагогика, право (РИНЦ) https://e.nlrs.ru/open/46976
2. Vinokurova U., Alekseeva E., Alekseeva A., Diakonova A., Osipova M., Filippova D. Current problems of our time: the relationship between man and society Section: Man and Society, The Partnership Between Man and Earth https://publication-service.com/files/chio_30.pdf Scopus
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Что это?
Республика Саха́ (Яку́тия)

Самый большой по площади субъект Российской Федерации, а также самая большая административно-территориальная единица в мире. По размеру территории Якутия превосходит Аргентину — восьмое государство в мире по площади. Якутия также превосходит площадь Индии. Население республики меньше одного миллиона человек.


Якутия входит в Дальневосточный федеральный округ, является частью Дальневосточного экономического района.

АЛРОСА – это российская алмазодобывающая компания, занимающая лидирующую позицию в мире по объёму добычи алмазов. Корпорация занимается разведкой месторождений, добычей, обработкой и продажей алмазного сырья. Основная деятельность сосредоточена в Якутии, а также в Архангельский области и Африке. АЛРОСА добывает 95 % всех алмазов России, доля компании в мировом объёме добычи алмазов составляет 27 %. Компания располагает разведанными запасами, достаточными для поддержания текущего уровня добычи не менее 18-20 лет. Прогнозные запасы АЛРОСА составляют около одной трети общемировых запасов алмазов.
Деятельностью предприятий АЛРОСА в вилюйской группе районов нанесен огромный экологический, экономический и моральный урон. Главная опасность заключается в том, что стоки с вредными выбросами подрывают, изменяют, уничтожая баланс биосферы. Все это негативно отражается на здоровье и умонастроении населения и может служить источником социальной и межнациональной напряженности.
Было/Стало

Последний инцидент произошел в конце августа 2018 года, когда плотину АЛРОСА  (алмазодобывающей промышленности в Мирнинском районе) прорвало во время обильных дождей, и загрязненная промышленными отходами вода из плотины попала в реки Ирелях, Малой Буотомы и Вилюя. 

В результате соседние улусы оказались без питьевой воды из этих рек. Это Сунтар, Нюрба, Верхневилюйск, а также Вилюйск. В Вилюйской группе улусов есть 4 района: Сунтарский, Нюрбинский, Верхне-Вилюйский, Вилюйский. Также в бассейне реки Вилюй находятся еще Мирнинский и часть Кобяйского улуса. Численность населения составляет 177 588 человек.
Основной вид хозяйственной деятельности – это скотоводство (разведение крупного рогатого скота и лошадей), охота и рыболовство.

Летом люди брали пробы загрязненной воды, чтобы доказать последствия этой аварии. Фотографии показывают, что вода стала мутной. Экологическое бедствие стало своеобразнымсоциальным экспериментом для людей в этих улусах. Население стало объединяться, выражать свое мнение разными способами. Они запустили флеш-моб в социальных сетях, где они делали селфи с хэштегом «#RekaViluy (#ViluyRiver)», #позорарлосе прося правительство Саха уделять больше внимания этому делу.

Мы провели анализ комментариев для изучения мнений пользователей соцсетей по окружающей среде, вызванных экологическими катастрофами в этих регионах.


На сайте и в социальных сетях, изученных нами, было размещено 859 материалов, посвященных экологическому бедствию на реке Вилюй.

Наш анализ показал, что пользователи активно заинтересованы и обеспокоены судьбой реки Вилюй.
Большинство пользователей оставляют комментарии, выражающие обеспокоенность ситуацией.
60% пользователей считают, что от качества воды непосредственно зависит качество жизни и здоровья людей. Поэтому у них весьма строгие требования к АЛРОСА. Фокус внимания людей сосредоточен на качестве питьевой воды.
Динамика отношения населения к экологическому загрязнению в алмазноносной провинции
за 30 лет
Нами проведено сравнение результатов исследований 1989 и 1990 годов о влиянии алмазодобывающей промышленности на источники существования жителей вилюйских районов с современной природоохранной ситуацией. 30 лет назад был опрошен 951 житель 5 вилюйских районов.
Временная творческая группа Якутского института языка, литературы и истории разделили социологический опрос по проблеме воды в регионе, изменение климата, отношение население в подземным ядерным взрывам, сельскому хозяйству и окружающей среде, социальным условиям и здоровье человека на селе, демографическим показателям в регионе, экологие и межнациональных отношениях и о путях дальнейшего промышленного развития региона.
Мы основывались на их вопросах, также добавили вопросы про инцидент произошедший в конце августа 2018 года, когда плотину АЛРОСА прорвало во время обильных дождей, изагрязненная промышленными отходами вода из плотины попала в реки Ирелях, Малой Буотомы и Вилюя.
1990
В 1990 году состав население и выборку респондентов сделали из жителей:
Ленинской (ныне Нюрбинский улус);
Сунтарской;
Вилюйской;
Верхневилюйской,
Мирнинской и части Кобяйского улусов.

В 1990 году на этой территории проживало 200 тысяч человек, т.е. 18,3% всего населения республики.
2021
В нашем исследовании состав население и выборку респондентов сделали на жителей:
Вилюйской,
Верхневилюйском,
Нюрбинской,
Сунтарской,
Мирнинской и Кобяйской улусов.

В 2021 году на территории этих районов проживает 198 700 тысяч человек, т.е. 20,4 % всего населения республики.
Анкетирование провели в 7 улусах.

Охватили 1000 человек. Из общего количества анкет по полноте заполнения обработаны на ЭВМ 937 анкет.
В нашем онлайн-опросе приняло 501 жителей Вилюйских групп улусов: 46,3% Вилюйский улус, 22,2% Сунтарский улус, 15,3% Нюрбинский улус, 11,2: Верхневилюйский улус, 6,9% Мирнинский улус и 0,8% Кобяйский улус.
1990
В 1990 качество питьевой воды не удовлетворяет 82,2% всех опрошенных.

Для решения проблемы питьевой воды 50% респондентов предлагает сооружение водозаборов, 26% высказывались за закрытие предприятий, загрязняющих питьевую воду.
2021
В 2021 году качество питьевой воду не удовлетворяет 86,9% всех опрошенных. 8,2% из опрошенных затруднились ответить, 3,1% удовлетворены, 1,8% выбрали ответ «Меня не волнует этот вопрос».

Для решения проблемы питьевой воды 27,3% респондентов предлагает сооружение водозаборов.
Среди респондентов улучшение энергоснабжения после сооружения Вилюйской ГЭС подчеркнули 40% опрошенных. Помощь промышленных предприятий в строительстве жилья и объектов соцкультбыта отметили 8,6%, в улучшении транспортного обслуживания - 10%, торгового обслуживания - 4,7%. Однако 37% респондентов считает, что в социальном развитии их населенного пункта и после промышленного освоения региона все осталось по-прежнему. 30% опрошенных отмечают отрицательное влияние промышленного развития на ведение всех отраслей сельского хозяйства.
Среди респондентов-2021 на вопрос «Какое влияние оказало возникновение алмазодобывающей, газодобывающей промышленности на развитие вашего населенного пункта?» 67,8% выбрали ответ «ухудшилось качество питьевой воды», 63,1% отмечают, что ухудшилось состояние здоровья, а 59,1% - «ухудшилось природная среда». 19,5% выбрали ответ «все осталось по-прежнему». Также помощь алмазодобывающей, газодобывающей промышленности отметили 22,4, ведется строительство дорог и мостов, улучшилось транспортное сообщение – 14,5%, строительство социальных объектов – 14,3%, улучшилось благоустройство социальной инфраструктуры – 8,1%.
Проведенное исследование позволяет нам сделать- следующие выводы:
1
Бассейн реки Вилюй в результате природоразрушающей производственной деятельности промышленных ведомств превратился в зону экологического бедствия. Политика промышленного освоения, разрушая природную среду в регионе, подрывает биологические корни существования коренного населения – якутов, эвенов и эвенков. В то же время действенных мер по оздоровлению экологической ситуации в регионе не предпринимается. Вилюй, потерявший «свое питьевое и рыболовное значение, продолжает загрязняться промышленными и хозяйственно-бытовыми стоками. Не решаются вопросы возмещения ведомствами ущерба, нанесенного окружающей среде, сельскому хозяйству, здоровью людей.
2
Социально-экономическое, демографическое развитие, здоровье сельского населения в регионе находится в состоянии близком к критическому, а местами - уже в критическом. Люди живут не просто в экстремальных, но и стрессовых, экологически неблагополучных условиях. Здесь нарушены неотъемлемые права человека на жизнь, здоровье, полноценное потомство. Не поддерживается социальная справедливость по отношению к жителям.
3
Ведущее значение в системе экологических ценностей имеет качество питьевой воды. Ухудшение качества воды, а также изменения в климате и радиационное загрязнение окружающей среды считаются источниками роста заболеваемости и смертности населения. Экологические ценности в общественном сознании непосредственно связываются со здоровьем человека, которое всегда признавалось высшей ценностью в любом обществе.
4
Прослеживается тесная связь между экологическими ценностями и национальным самосознанием. Зарождающееся в регионе движение за охрану окружающей среды в основном формируется как национально-экологическое. В то же время экологические обычаи, нормы поведения коренных народов преданы забвению. Все это в сочетании с другими социальными последствиями промышленного «освоения» вызывает у местных жителей глубокое возмущение и формирует у многих негативное отношение к росту гидроэнергетической и добывающей промышленности, а также миграции населения из-за пределов республики. Социально-экологические проблемы способны стать источником напряженности в межнациональных отношениях, прежде всего на личностном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что для просветительской работы экологическим активистам необходимо это осваивать и активно пользоваться для своих целей, так как интернет дает нам огромные возможности для этого. Помимо этого, нужно учитывать, то, что поколение Z выбирает киберактивизм.

Также кроме онлайн-активизма нужна программа экологизации, закладываемая качественно в формирования личности – живое знание. Республика должна начать работу в популяризации традиционных ценностей, воспитанию уважения к природе и благоговения перед ней. Это вклад в экологическое просвещения и образования.

Данные нашего исследования свидетельствуют, что у населения не хватает знаний по экологическому праву. Также население не различает экологию как науку и экологический образ жизни.

Мы считаем, что для повышения экологической грамотности населения следует предпринимать следующие действия:

- необходимо с помощью соцсетей организовать обучение по экологическому праву;

- Правительством республики должна быть разработана программа по сортировании отходов, что воспитывает экологический активизм. У нас, у коренных народов, в культуре заложено бережное отношение к природе. Так что такой закон намного улучшит отношение население к природе.

- Предлагаем создать в социальной сети Инстаграм аккаунт, где можно было проводить прямые эфиры, выкладывать полезные посты, новости, информации и делать экологические инфографики. Эту сеть можно развивать и охватить не только Республику Саха (Якутия), но и другие регионы России и Арктические регионы мира.

- Грамотное донесение информации обозначая цель предметно и конкретно, что экологичность это образ жизни, это мировоззрение, это отношение к месту, где ты живешь.

- Нужны экологические фильмы для просвещения и пропаганды так как влияние киноискусства на сознания современного человека превышают традиционные методы получения информации. Это позволит намного глубже узнать, как отражают фильмы через экраны смартфонов экологическую ситуацию в нашей стране, республике, на какие основные проблемы и направления в защите окружающей среды обращают внимание подрастающее поколение.

В последние годы формируется экологизм как особая черта художественного мышления, и искусство начинает проявляться как животворящее знание. Ярким примером привлекательности и востребованности этой особенности в киноискусстве стали якутские фильмы «Царь-птица» (2017) и «Надо мною солнце не садится» (2018). Они раскрывают экософию коренных народов, живущих в гармонии с природной средой, отношения человека к животному миру как части своей жизнеутверждающей сущности. Эти актуальные тренды мирового кинематографа стали естественными нишами якутской кинематографии. В этой нише якутское кино имеет огромный потенциал и может внести свой вклад в экологизацию и гуманизацию сознания человечества в условиях глобального изменения климата планеты, утери человеком живой связи с природой и с духовными истоками души.

Особой голос Якутии в международной экологии может быть сосредоточен на инициативу по разработке международного акта по правам Матери-Земли. Такого комплекса оснований нет у других государств и организаций, сотрудничающих с ЮНЕСКО. И эта инициатива может сопровождаться комплексом экоактивизма якутян на международных площадках по вышеобозначенным и иным направлениям.
Спасибо за внимание!
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website